Главная Поэзия Статьи Образы Ссылки |
Страница № 38 |
Помнишь пифагорейскую задачу на нахождение диагонали квадрата по его стороне? При стороне, равной
единице, диагональ равна корню из числа два, что и заставило пифагорейцев отшатнуться от алгебры и
провозгласить приоритет геометрии как конструктивного принципа. Греческая математика подарила миру
чистый геометрический логос и логику созидания, понятия пропорции и прогрессии. Она гармонична,
как музыка. Не огради греки свою геометрию от алгебры, они не выработали бы позитивного
математического мышления, о важности которого я говорил тебе. Алгебра же открывает нашему
сознанию понятие бесконечности через бесконечно убывающую прогрессию неизвлекаемого корня.
Это явление мы встречаем всякий раз, пытаясь установить числовое соотношение между внутренним
и внешним в правильной геометрической фигуре, будь то диагональ квадрата, пентаграммы или радиус
окружности. Диагональ квадрата как числовая величина есть корень из суммы квадратов двух его
сторон, а поскольку все стороны одинаковы, квадрат стороны умножается на два и в любом случае
превращается в иррациональное выражение, бесконечный неизвлекаемый корень. Окружность, это
совершенное выражение принципа симметрии, заставляет обратиться к иррациональному коэффициенту,
отражающему числовую взаимосвязь между радиусом и периметром. Закономерность очевидна:
внутреннее и внешнее сочетаются между собой пропорционально, а числовой анализ пропорции
неизменно алогичен, ибо внутреннее никогда не будет до конца выражено через внешнее - такое
выражение является бесконечным процессом. В прикладных целях люди пользуются приближёнными,
условно конечными коэффициентами, чем занимались и мы с тобой ради твоей астрологии. Богословы
занимаются тем же самым, объясняя Бога, внутреннюю суть человека, всех существ и явлений,
через слово, внешнее и конечное. Увы, Логос как божественный Принцип в чистом виде существует
только в математике, там, где он остаётся по-настоящему абстрактным. За словом же стоит образ.
Попытка описать Бога через слово обречена превратиться в бесконечный процесс и поэтому алогична. Компромисс богословов заключается в навязывании условной конечности и Богу, и Его
описанию, и человеку. Как видишь, богословы солидарны с астрологами и астрономами, ибо тоже имеют
практические цели, и тебе они известны лучше, чем мне. Так появилось троичное описание Бога,
догматы, каноническое право и христианская мораль. Всё это условно конечно, но богословов
условность уже не устраивает, и они настаивают на конечности абсолютной. Такая позиция чревата
необратимыми последствиями. Если бы я вздумал отрицать, что числовое отношение периметра к
радиусу окружности бесконечно, а его условно конечное значение является приближённым, допустимая
погрешность по существу превратилась бы в математическую ошибку. Претендуя на безусловность и
безошибочность, богословы объявили себя носителями логоса и вступили в войну с алогичным и
иррациональным. Вот где начинается твоя охота на ведьм, Доминик, которая на деле есть отрицание
бесконечного Бога. Бесконечность непостижима и неописуема, и вместе с тем математика неоспоримо
свидетельствует о её существовании, начиная с евклидовой протяжённости измерений и кончая
неизвлекаемыми корнями. Математика и только она одна, как единственная абстрактная наука,
сочетает многомерность и точность, иррациональность и гармонию; не утрачивая логики, она
вплотную подводит разум к Божественной Тайне. Математика требует свободы от прикладных целей,
заставляющих астрологов увязать в погрешностях и отвлекающих от всеобъемлющего смысла
математических категорий и явлений, и лишь ищущий истину бескорыстным сердцем найдёт в
математике её мистический корень, бесконечного, неизреченного, непостижимого Творца. Епископ не посмел возразить. В голосе Изамбара так явственно слышалась музыка тихой радости и огромного, глубоко затаённого счастья, разлучить с которым его не могла даже смерть. Эта музыка звучала в такт дождю за окном, и слушать её было сладко и больно. "Как же нужно верить, чтобы так терпеть за свою веру!" - восхищался и недоумевал круглолицый молодой монах. Он не знал, что этой верой была наука, в которой Изамбар видел и Чудо, и Тайну, и Путь. Его математика призывала его к такой чистоте и свободе, что он не жалел ничего, чем обыкновенный человек дорожит по своей земной природе. И он искренне сожалел о том, что монсеньор Доминик не разделяет с ним его счастья. Епископ уже признался себе, что действительно завидует Изамбару. Но… "Почти"… Там было слово "почти". Что за ним стояло? Догадаться нетрудно, тем более - после стольких подсказок. В том, что сделал монсеньор Доминик, не было и тени желания задеть за живое. Скорее - потребность исповедоваться, странная и непривычная для человека, который сам привык отпускать грехи и сидел под одной крышей со смертником. - Изамбар, - выговорил он осторожно и неловко. - Твоя женщина с медными волосами и белой, как снег кожей… У неё была родинка. Большая бурая родинка на правой руке, посреди запястья, - он помедлил, улавливая, как напряглось в темноте сухое тонкое тело, ещё плотнее сжимаясь в комок. - Это было лет девять назад, у меня в Долэне. Ты… ты понимаешь меня? Изамбар не шелохнулся. - Это, - у епископа пересохло горло, голос стал хриплым. - Это я её… Это сделал с ней я. Изамбар! Ты слышишь? - Да, - выдохнул тот. - Я знаю. - Знаешь? - вскрикнул монсеньор Доминик, словно раненый. - Как? - Я видел сон, - еле уловимо раздалось из темноты, - но это был не сон. Я просто видел. Ты был там. - И ты узнал меня, когда увидел здесь, наяву? - похолодев, спросил епископ. - Сразу. Монсеньор Доминик отодвинулся на самый край соломенной постели и тоже прижал к груди колени, силясь унять дрожь, но зубы его отбивали дроби дождевых капель. - Не бойся, - различил он всё так же беззвучно, чувствуя, как жуть разливается у него внутри, подобно желчи, опутывает снаружи тьмой, не только густой, но липкой, вязкой и тягучей; ещё немного - и он уже не сможет пошевелиться, двинуть пальцем, раскрыть рта… - Ты ждал меня! - язык его забился о нёбо пойманной в невод рыбой - так кричат без голоса в ночных кошмарах, отчаянным и тщетным усилием. - Ты всё это устроил нарочно, чтобы … - Не так и не затем, зачем ты думаешь. Я знал, что мы встретимся. Но я никогда не хотел тебе мстить, - говорила ночь. - Ты мстишь мне своей смертью! - вырвалось из епископа. - Не мщу, Доминик. Так вышло. Я же извинился! - А ты, Изамбар, - и слово, так долго спавшее в тишине и мраке, застучало в виски, в сердце, громче дождя, сильнее страха, подобно человеку, уставшему ждать под дверью и готовому выломать её, разбить в щепки. - Ты меня прощаешь? Ты простишь мне её? - Я простил. - Правда? - Правда, Доминик. Но тебе нужно не моё прощение. Тебе нужны только эти ночь и дождь. - Они невыносимы! - взмолился епископ. - Я знаю, - заверил Изамбар. - Знаю! Ведь ты не можешь их слушать, не думая о сырых дровах и клубах дыма. Но именно поэтому тебе нужны ночь и дождь. Недаром тебя заинтересовала моя четырехмерная геометрия. Я сказал тебе: вода течёт, как время. Слушай её, Доминик. Если слиться со звуком, он становится потоком бесконечной протяжённости, по нему можно двигаться. Прошлое и будущее существуют относительно нулевой отметки, за которую ты уцепился в своей трёхмерности. Не противься потоку - ты не выдержишь напора. Просто слушай. - Мне страшно, - шёпотом признался епископ. - Молчи! Есть только ночь и дождь… Монсеньор Доминик хотел возразить снова, но Изамбар прибавил требовательно, и голос его прозвучал, как эхо какого-то другого голоса, далёкого и забытого: "Молчи, отче!" |
35 36 37 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Страница № 38 39 40 |
Повесть "Другое время" публикуется в сокращении.
|
Copyright © И.Жарова 2005-2008 |
web design by Alex Wave |