Miromania

    Главная        Проза        Поэзия         Статьи      Ссылки

Иоанна Дэн

Образы

ПРОМЕТЕЙ
 или  Божественная трагедия

Пьеcа

Страница 8

 

 * * * 

Сцена четвёртая

КАБИНЕТ  ГЛАВНОГО  РЕДАКТОРА

 

Действующие лица

* Редактор

* Философ, знакомый Редактора

* Репортёр, знакомый Редактора

* Целительница, знакомая Репортёра

* Священник, знакомый Репортёра и Редактора

* Секретарша Редактора

Кабинет Главного Редактора. Хозяин кабинета - за письмен-ным столом, просматривает бумаги. У него большое, но не-сколько нескладное и отнюдь не богатырское тело, лицо со следами хронического недосыпания. Входит бойкая молодая секретарша с кофейной посудой на подносе.
 
* Секретарша:
Готово. Вот ваш кофе.
 
* Редактор (не глядя):
Ага. Поставь сюда.
 
* Секретарша:
Там этот ваш приятель, что был позавчера. Позвать?
 
* Редактор:
А?
 
* Секретарша:
Ну, тот, с которым вы выпили три кофейника. И он ещё принёс вам что-то в стихах, но не своё.
 
* Редактор:
Гм… А-а!
(Отодвигаясь от стола и складывая бумаги, бубнит себе под нос):
Считай, закончил; можно и передохнуть.
(Поднимая глаза на Секретаршу):
Зови.
 
Редактор принимается за кофе. Секретарша выходит, а в дверях появляется Философ, сухопарый, жилистый, с бородкой, усами и очень живыми глазами. Одет небрежно.
 
* Философ (с порога):
Привет, старик!
 
* Редактор:
Садись. (Тот усаживается на стул напротив).
Кофе? (Наливает чашку и пододвигает гостю).
Вот что… Я не возьмусь.
 
* Философ:
Что так?
 
* Редактор:
Не пойдёт.
 
* Философ:
Почему?
 
* Редактор:
Не купят.
 
* Философ:
Ну вот, опять эта старая песня о дурепублике! Послушай…
 
* Редактор:
Нет, это ты послушай. Выражусь ясней. Во-первых - бессюжетно. Во-вторых - эклектично. Он, вообще говоря, кто? Антрополог? Геолог? Астроном? Историк мифологии? Откуда эта мешанина?
 
* Философ:
Во-первых, смею утверждать, что в данном случае мы имеем дело с исключительным единством сюжета и содержания.
 
* Редактор (презрительно):
Чистая метафизика!
 
* Философ (веско):
Без которой нет чистой диалектики. Узкие специалисты утратили метод глобального обобщения. Они уже не отличают эклектический синтез от органического единства! И ты меня разочаровываешь, старик!
 
* Редактор:
Не обессудь!
 
* Философ (возбуждённо):
Нет, всё-таки послушай! Поэма в самом деле уникальна. В ней каждый образ - архетип! Там многомерность бесконечная! Чего стоит одна только история встречи Человека и Быка!
 
* Редактор:
Просмотрел бегло. В самом начале он, кажется, передразнивает Данте…
 
* Философ:
Ну отчего же передразнивает? Просто он строит другую систему на той же основе. В космогонии Плотина она изображалась как концентрические круги, и это макрокосм. Радиация окружности из точки - вот единая идея, оформляющая не только планетарные системы, но и микрокосм мыслящего разума. Это метафизическая модель, и потому круг каждого уровня замкнут. С диалектикой имеет дело разум частный. Сам по себе он способен лишь к линейному мышлению и созерцанию борьбы противоположностей. Но, обратившись внутрь с целью самопознания, он видит себя бегущим по замкнутому кругу. Только действие воли способно разомкнуть этот круг. В единстве воли и разума мышление становится созерцанием единой мысли в потоке живых образов. Человек попадает в лабиринт Памяти и видит мир глазами человечества от эпохи к эпохе. Данте совершил своё путешествие по спиралевидному лабиринту как христианин, чей мир троичен и иерархичен, и лес для него сумрачен. Наш поэт обнаруживает лес девственный, неосквернённый, и не снаружи, а глубоко внутри, в самом центре. Это лес внутреннего знания и святилище Жизни. И там, в нерукотворном храме, встречаются два существа ещё неразделённой Сущности: Человек и Вол. Чело-век поклонится своему Божеству, Душе Мира, и Вселенная отразится в его сознании. А Вол пойдёт за Человеком. Они уже не смогут расстаться. Так начиналась история лабиринта Памяти и эра Тельца. Великая цивилизация расцвела в Вавилоне, Шумерах и Египте. Когда наступит эра Овна и человек станет приносить иному божеству кровавые жертвы всесожжения, когда он начнёт есть мясо существ, в чьих глазах прежде видел Существо Мира, он расскажет сам себе эту древнюю историю по-новому. Это будет путешествие в Лабиринт Минотавра, где убийство превратится в подвиг. Это будет гимн звероборчеству, на которое обрёк себя человек. Наш поэт возвращается к истоку мифа. Тем самым он ясно говорит, что звероборчество есть ни что иное, как буйство внутреннего зверя в человеке. Тебе не кажется, что это невероятно актуально? Религиозные фанатики нынче помешаны на "числе Зверя", но никому нет дела, что это за Зверь, о котором идёт речь, какова его природа, история? И разве не очевидно, что он правит миром людей, что его злой произвол превратил человека в хищника, разрушителя, природоборца и, в конечном счёте, в самоубийцу? Человек, когда-то поклонявшийся Божеству в звере, поклоняется зверю в себе самом. И давно уже не отваживается на путешествия во внутренний лабиринт - там его ждёт такое чудовище, победить которое было бы не под силу ни Одиссею, ни Гераклу (впрочем, современный человек и не герой). Если же ему чудом посчастливилось ужиться со своим зверем в мире и гармонии, то и тогда, за отсутствием навыка свободных путешествий, опасность заблудиться в трёх соснах заповедного леса слишком велика. Воображение превратилось в бессвязный поток случайных образов и перестало быть мышлением. Человек предал свою природу и отрёкся от неё. Настала пора великого забвения. Зверь торжествует. Наш поэт в нескольких штрихах даёт нам вехи истории этого торжества. И, не сомневаюсь, в связи с данной историей у него имеется новая версия всей теогонии.
 
* Редактор (нетерпеливо):
Довольно, довольно! С твоим неоплатонизмом, конечно, тут далеко можно уехать. Только меня уже, признаться, тошнит. А публику затошнит ещё быстрее, можешь не сомневаться. Господи! Да кому теперь нужна ваша новая теогония, переписанные мифы, все эти ваши герметические штучки?! Оставьте свою философию при себе, избавьте от неё публику! Простой читатель устал и хочет отдохнуть от ваших изощрённых умствований на заведомо устаревшей почве! Античность изжила себя ещё две тысячи лет назад!
 
* Философ (изумлённо):
Чёрт меня возьми! Да ты с ума сошёл!
 
* Редактор (как бы спохватываясь):
То есть я хочу сказать, что использование античной тематики и персонажей без известной доли юмора несколько неуместно…
 
* Философ:
Вот уж на что не скуп наш автор! Ты разве не заметил? Там не то что юмор - сатира, да и презлейшая! А-а, понимаю! Не то! Где б греков с их проказниками-богами потрепать по щеке, ущипнуть за ягодицу! Так нет же! Всерьёз! Это ведь дурной тон, правда?
 
* Редактор (возмущённо):
"Всерьёз"! Да ведь он громы и молнии мечет! И разве все мы не переели патетики в былые годы так, что хватит на полвека вперёд? "Сатира"! Да кем он себя возомнил, что себе позволя-ет! Уж ни в пророки ли рвётся? Ни новую ли религию взялся проповедовать? Ведь там и предсказанья, и угрозы…
 
* Философ:
А! Ты всё-таки читал!
 
* Редактор:
И, если отбросить твою философию, таким пророкам место в психушке, там они скорее найдут себе соратников.
 
* Философ:
Спасибо, старина, на добром слове…
 
* Редактор:
Не стоит… Я читал лишь потому, что обещал тебе. Мне с этим бредом с первых строк всё стало ясно. Пророков нынче развелось…
 
* Философ (вставая):
Вижу, ты не в духе. Пожалуй, зайду в другой раз. Будь…
 
Философ делает шаг к выходу, но тут в кабинет врывается запыхавшийся Репортёр; он сильно взбудоражен.
 
* Репортёр:
Я - только что из Рима! Что там творится!!! Не описать!
Что такое несколько в суматохе сделанных кадров?! Мой репортаж передали в ночных новостях… Вы видели?
 
* Редактор и Философ (последний, отступая назад, опускается на место):
Нет.
 
* Репортёр:
Да вы что, ничего не знаете?!
 
* Репортёр и Философ (недоумённо):
Что?
 
* Репортёр:
Везувий! Он проснулся! А ещё…
 
* Редактор:
Постой, ведь ты был в Риме. А Везувий…
 
* Репортёр:
Далековато. Но не теперь. Будь я в Неаполе, боюсь, что там бы и остался.
 
* Редактор:
Так сильно..(?)
 
* Репортёр:
Я не специалист. Но говорят, такого извержения не помнят после гибели Помпеи. Первые подземные толчки дошли до Рима около полуночи. Они не прекращались всю ночь. Там и сейчас трясёт. Серьёзных разрушений в столице пока нет, но паника стоит невероятная. Мой репортаж - чистая импровизация. Ведь я приехал на эту идиотскую выставку флордизайна! И не хотел же ехать! Как будто чувствовал!
 
* Редактор (успокаивающим тоном):
Ну, зато горячий материал…
 
* Репортёр:
Тебя бы туда! Репортаж, конечно… Действовал, как говорится, по обстоятельствам, сделал, что смог. Паника и есть паника. А когда сам спешишь поскорее унести свою задницу как можно дальше, остаётся брать пример с чукчи: что вижу - то пою. Я же не специализируюсь по горячим точкам! А драпать надо было быстро. Видели бы вы, на что похож сейчас рим-ский аэропорт! Улететь хотят все! Беженцы с юга с утра наводнили город и вопят про апокалипсис. Народ штурмует авиакассы. Беженцы всё прибывают, а толчки постепенно усиливаются. Сейсмологи говорят, где-то на полтора балла в течение пяти часов. Пока. Прогнозы слышны самые жуткие. Ве-зувий не успокаивается. В самолёте сосед мне все уши прожужжал, что это - начало конца. Он не итальянец, а чилиец, мой коллега, летел к детям от первого брака (был женат на русской, когда у нас учился). Образованный человек, а нёс какой-то бред и молился вслух. Но теперь я его понимаю. Как только мы прилетели, в очереди на таможенном контроле нам рассказали, что в эту проклятую ночь одновременно с Везувием проснулась древняя Этна, а чилийский Сантьяго разрушен до основания. У моего соседа-чилийца там осталась вся родня. Пожалуй, будь я на его месте, я бы тоже покаялся во всех грехах, начиная с младенчества.
 
* Редактор:
М-да… Неудивительно. Тебе и на твоём месте пришлось несладко. Стресс-то не шуточный! Ты никуда не спешишь? Присядь, успокойся. Выпей кофейку, раз уж заглянул.
 
* Репортёр:
Вообще-то я спешу. Но кофе выпью. Ты прав, надо отдышаться.
Берёт стул, усаживается, пододвигает к себе налитую хозяином чашку.
 
* Философ (Редактору):
Ну, а теперь что скажешь?
(Редактор смотрит на него непонимающе)
Ты же только что смеяться изволил, пророка в психушку отправить советовал! А пророк-то о ярости Тифона и гневе братьев-титанов высказался недвусмысленно. Ты и этого не заметил? Интересное совпадение?
 
* Редактор (изумлённо):
А ведь… Это в корне меняет дело! Ведь это же пиар!
(Решительно):
Надо печатать! Немедленно! После нынешней вулканической вакханалии твоему пророку и впрямь цены нет! Идеально было бы, конечно, чтобы ты уговорил его кое-что упростить и слегка подсократить… Но заработаю я теперь на этом в любом случае!
 
* Репортёр:
О чём вы это?
 
* Редактор:
Да вот, его знакомец настрочил поэму. А тут выходит, он - пророк.
 
* Репортёр:
Вот это да!!! Невероятно!
 
* Редактор и Философ:
Что?
 
* Репортёр:
Да вы не поверите! Чилиец говорил мне, что в Сантьяго буквально на днях один крайне эксцентричный субъект написал нечто в таком же роде, и с ножом к горлу приставал к бедняге, требуя публикации в литературной рубрике. Мой чилиец крепко дружил с тем парнем в детстве и даже сидел с ним за одной партой, но потом они расплевались из-за политики: парень так обожал Неруду, что вступил в компартию. До сих пор его печатали только в нелегальных экстремистских изданиях. И вдруг этот красный, вообразите, ни с того ни сего выдаёт нечто совершенно, так сказать, зелёное. В последнем его шедевре об угнетённых массах - ни слова. Теперь вместо революционного пожара он прорицает межконтинентальный экологический катаклизм. Впрочем, по привычке всё же клеймит империализм, этого врага латиноамериканской земли и её исконной красной расы. И, по всё той же партийной привычке, не ограничиваясь одними аллегориями, выдвигает требования, выполнив которые человечество могло бы минимализировать масштабы катастрофы. Первым пунктом в его программе значится немедленный и полный отказ от нефте- и газодобычи.
 
* Редактор:
Что же тогда вторым?
 
* Репортёр:
"Прекращение насилия над атомом". Так он выражается о добыче ядерной энергии. Короче говоря, согласно чилийскому оракулу, если люди добровольно не откажутся от основных технических достижений современной цивилизации, все большие города будут разрушены.
 
* Редактор:
Ты, однако, неплохо осведомлён об этом опусе, как будто сам его читал!
 
* Репортёр:
Мой сосед-чилиец цитировал наизусть целые страницы, перемежая со страницами из Иоанна Богослова. У бедняги феноменальная память, но в голове, похоже, чудовищная каша! Вся штука в том, что он возомнил себя виновником всего случившегося. Он, видите ли, не использовал свой шанс донести до человечества предупреждение пророка! Сначала было вовсе послал его подальше, потом стал требовать, чтобы тот сократил своё поэтическое послание вдвое, а тот, как водится, упёрся. Мой несчастный коллега никогда не принимал всерьёз экстазы этого своего amigo. А теперь он уверовал, что, выйди чёртова поэма в свет, по крайней мере его семья осталась бы в живых.
 
* Философ (Редактору):
По-моему, чрезвычайно поучительная история.
 
* Редактор (Репортёру):
Интересно, что стало с самим буревестником, так самозабвенно взывавшим к буре? Если, как ты говоришь, Сантьяго разрушен до основания…
 
* Репортёр:
Это, конечно, пока только слухи, что до основания, и на месте моего чилийца я не стал бы сразу так убиваться, не проверив информацию. Но и ты напрасно так уж иронизируешь. Буревестник в поэме страстно выразил готовность принять роковую судьбу. Тут он кристально чист, как говорили у нас во время оно.
 
* Редактор:
А я бы на его месте сделал ноги.
 
* Репортёр:
Куда?
 
* Редактор:
Э, приятель! Совпадения порой случаются и впрямь впечатляющие, так что и в чёрта, и в Зверя, и в конец света уверуешь. Но у меня нервы крепкие.
 
* Репортёр:
Ты проверял?
 
* Редактор:
Оставь свои намёки. Совпадения - вещь вполне научная. Существует ведь теория вероятности! Добавь к этому, что у стихийных бедствий есть свои приметы. А насчёт межконтинентального… Я тебя умоляю! Чилийский comandante, выразив свою, как подобает, готовность разделить… и прочее, вылетел из Сантьяго накануне вечером, я уверен. Куда - это его дело, или, скажем так, революционный секрет. А если нет, так он просто… Как бы это помягче выразиться?
 
* Репортёр:
А если да, то… Провокатор? Террорист?
 
* Редактор
: Он - красный, ты же сам сказал!
 
* Философ:
Однако, во время оно и вы…
 
* Редактор:
Мы помним, не беспокойся. Но времена давно другие.
 
* Репортёр:
К тому же в Чили…
 
* Философ:
Но не кажется ли вам…
 
* Редактор:
Да ладно, успокойся. И своего приятеля поздравь. Да ему вот не забудь сказать спасибо
(кивает на Репортёра).
За репортаж.
 
* Философ:
Но чёрт возьми! Если это правда…
(Репортёру)
Вы не могли бы поподробней. Я об альтернативе оракула из Сантьяго.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Оглавление

 


Copyright © by J.Den 2005-2007

web design by Alex Wave

Сайт создан в системе uCoz